Лечение заикания у детей

Заикание - это речевое расстройство, характеризующееся нарушением ритма и плавности речи из-за мышечных судорог в речевом аппарате. Это состояние сопровождается изменениями в дыхании и в изменении силы и высоты произносимых звуков. Часто заикание возникает в детском возрасте и может быть вызвано различными факторами, включая генетические предпосылки, стрессовые ситуации или патологии в развитии мозга.

Медицинский центр «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге специализируется на лечении заикания у детей всех возрастов, предлагая квалифицированную помощь и поддержку. Эксперты рекомендуют обращаться к детскому логопеду как можно раньше, при первых признаках речевых нарушений, поскольку раннее начало коррекции способствует более быстрому и эффективному выздоровлению.

Обращение к специалистам при первых признаках заикания позволит своевременно начать лечение и предотвратить возможные осложнения. Важно помнить, что раннее выявление и коррекция речевых проблем способствуют улучшению качества жизни ребенка и его успешной адаптации в обществе.

О здоровье вашего ребенка заботится 1 детский логопед

Причины заикания

Наиболее часто заикание начинается у детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда происходит интенсивное развитие речевой системы и формирование личности малыша. В возрастном диапазоне от 4 до 14 лет склонность к появлению данного речевого нарушения уменьшается, однако участие в школьных занятиях может увеличить вероятность рецидивов. Стоит отметить, что заикание чаще наблюдается у мальчиков.

Существует много причин заикания. Предрасполагающие факторы делятся на психологические, физиологические и
социальные.

Психологические факторы:

  • Эмоциональные стрессы: Нервное напряжение, страх, тревога или переживания могут способствовать возникновению заикания. Эмоциональные переживания могут привести к мышечным напряжениям и судорогам в речевом аппарате, что затрудняет гладкость и плавность речи.
  • Негативные эмоции: Чувство неуверенности, стыда или негативного самоощущения также может быть причиной заикания. Ощущение дискомфорта или недовольства собой может привести к нарушениям в процессе общения и речи.
  • Травматические ситуации: Психологические травмы, как например, психологические травмы из детства, ситуации насилия или экстренные ситуации, могут оказать негативное влияние на формирование навыков речи и способствовать появлению заикания.
  • Негативный опыт общения: Негативный опыт общения, особенно в раннем возрасте, может стать причиной развития заикания. Например, постоянные исправления родителей или обидные комментарии окружающих могут создавать психологический дисбаланс и затруднять процесс формирования плавной и уверенной речи.
  • Адаптация к быстрому темпу речи: В современном мире, где скорость общения часто важнее качества, дети могут сталкиваться с ситуациями, когда им приходится приспосабливаться к быстрому темпу разговора окружающих. Это может вызывать стресс и ускорение процессов мышечной координации, что в свою очередь может привести к заиканию.
  • Психологические особенности личности: Некоторые люди имеют более тревожный или перфекционистский характер, что также может стать фактором появления заикания. Постоянное стремление к идеальной речи и перфекционизм могут создавать дополнительное давление на речевой аппарат, что усложняет процесс общения.

Физиологические причины:

  • Нарушения мышечного контроля: Один из физиологических аспектов заикания связан с нарушениями координации и контроля над мышцами, участвующими в образовании звуков и звукосочетаний при произнесении слов. Например, резкое напряжение или дрожание губ, языка или гортани может привести к прерывистости и нештатности протекания речи.
  • Проблемы с дыханием: Нерегулярное дыхание или неэффективное управление выдохом также могут способствовать появлению заикания. Для плавного произношения слов необходима правильная работа дыхательной системы, и любые нарушения в этом процессе могут вызвать дисфункцию речи.
  • Недостаточное развитие речевого аппарата: Некоторые люди могут иметь физиологические особенности своего речевого аппарата, такие как недоразвитие или несовершенство голосовых связок, языка или губ, что может создавать препятствия для четкого и плавного произношения звуков.
  • Возможные нейрологические нарушения: Некоторые случаи заикания могут быть связаны с нейрологическими проблемами, такими как нарушения в работе мозга, сигналов между мозгом и речевыми мышцами или нарушениями в процессах контроля речи.
  • Травмы и повреждения: Травмы головы или лица, а также повреждения речевого аппарата, могут быть физиологическими причинами заикания. Например, ушибы, ушибы головы, хирургические вмешательства или другие повреждения могут повлиять на нормальное функционирование мышц и нервов, участвующих в процессе речи.
  • Нейрофизиологические аспекты: Некоторые исследования показывают, что заикание может быть связано с особенностями работы мозга и нейронных цепочек, ответственных за регуляцию речи. Например, некоторые люди с заиканием могут иметь дисбаланс в активности различных областей мозга, что может привести к нарушениям в координации речевых процессов.

Социальные факторы:

  • Семейная обстановка: Отношения в семье и общение с близкими людьми могут повлиять на проявление заикания. Например, давление, недопонимание или критика со стороны родственников или близких друзей может вызвать стресс и увеличить вероятность заикания.
  • Общение в коллективе: Социальные ситуации, такие как общение в больших группах людей, выступления перед аудиторией или общение в незнакомой компании, могут стать провоцирующими факторами для заикания. Напряжение, неуверенность или страх быть осмеянным могут усилить проблемы с речью.
  • Школьная среда: В школе дети могут столкнуться с давлением сверстников, учебными нагрузками и требованиями к общению и выступлениям перед аудиторией. Все это может повысить уровень стресса и страха и, следовательно, увеличить риск развития заикания.
  • Общественные стереотипы: Социокультурные нормы и ожидания также могут оказывать влияние на проявление заикания. Например, стереотипы о том, что заикание является признаком недостаточной уверенности или низкой компетентности, могут создавать дополнительное давление на людей, страдающих от этого расстройства.
  • Профессиональная деятельность: Некоторые профессии требуют высокого уровня общения и устного высказывания, что может оказать дополнительное давление на людей с заиканием. Например, публичные выступления, презентации, интервью или работа, связанная с постоянным контактом с людьми, могут создавать стресс и усиливать симптомы заикания.
  • Воспитание и образование: Способы обучения и воспитания могут влиять на формирование речевых навыков у ребенка. Например, недостаточное внимание к развитию речи в раннем детстве, негативное отношение к ошибкам в речи или недостаток обратной связи со стороны родителей или учителей могут способствовать возникновению заикания.

Что такое логофобия и как она влияет на личность ребенка?

Логофобия представляет собой патологический страх разговаривать, связанный с логоневрозом (заиканием). Эта проблема чувства неполноценности закладывается еще в детском возрасте. Дети с нарушениями речи подвергаются издевательствам в школе, подвергаются насмешкам и получают ярлыки. Результатом становится страх ребенка выступать у доски, избегать общения с ровесниками и учителями, что серьезно затрудняет процесс обучения.

Необходимо серьезно относиться к заиканию, поскольку это разрушение речи не исчезнет само по себе. При первых признаках следует обращаться к специалисту - логопеду. Однако многие родители допускают крупную ошибку - критикуют детей за их неразборчивое произношение. Часто именно это становится началом логофобии.

С ребенком, страдающим от речевых нарушений, нужно вести беседу правильно - медленно, ясно, уверенно и спокойно. Ведь дети часто копируют стиль общения взрослых.

Советы родителям

Чтобы у ребенка не появилось заикание, важно следить за его эмоциональным состоянием, обеспечивать спокойную обстановку в семье, уделять внимание развитию коммуникативных навыков, участвовать в играх, повышающих уверенность в себе ребенка, и вести активную речевую практику. Кроме того, важно обращаться за помощью к специалисту в случае появления первых признаков заикания.

Кстати! Есть градация детских страхов. Больше всего дети боятся собак. На втором месте – врачи и воспитатели детсадов, на третьем – злодеи, плохие люди, пьяные мужчины и так далее. Есть в этой классификации и родители, но они занимают более низкие места.

Основная причина заикания у детей заключается в неустойчивой нервной системе, поэтому важно создавать спокойную обстановку в доме, установить правильный режим дня. Детям не стоит предоставлять материалы для чтения или просмотра, не подходящие их возрасту, даже безопасные книги или фильмы. Телевизор следует ограничивать, особенно перед сном, чтобы избежать возбуждения и усталости.

Слишком частая похвала и баловство также могут привести к стрессу, поскольку в будущем придется отказывать в чем-то. Важно выдвигать разумные требования к ребенку, соответствующие его возрасту, включая выполнение домашних дел и учебу, без перегрузки впечатлениями. Соблюдение режима и правил воспитания должны быть важными аспектами поведения всех членов семьи.

Полезно развивать правильное речевое дыхание, чувство ритма и темпа через танцы и музыку, что будет способствовать развитию умений не только в детском, но и взрослом возрасте.

Что взять с собой на первичный прием к врачу?

  • Документы – свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, врачебные заключения, если есть.
  • Ручку и блокнот.
  • Любимую игрушку ребенка.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.